Каждый из вас наверняка испытывал такие состояния, когда ощущал в себе как бы несколько частей. И мог даже говорить что-то вроде этого: «Одна моя часть хочет этого, а вот другая категорически против!» или «Одна часть меня говорит, что я должен сделать так, а другая – требует, чтобы я сделал по-другому». Что это за странные части, которые живут внутри нас, и которые мы можем ощущать, и даже понимать, чего они хотят или требуют от нас. Да, действительно, психика здорового человека представляет собой совокупность нескольких субличностей или персонажей или нескольких внутренних «Я». Наш внутренний мир не однородный. Чтобы понять природу трудностей, с которыми сталкивается человек в своей жизни, нам нужно знать, как устроена наша психика.
Одна из известных моделей нашей психики была предложена основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом. Согласно его первой модели, психика состоит из систем бессознательного, предсознательного и сознательного. Все, что мы осознаем о себе, все наши чувства, воспоминания, представления расположены в системе сознательного. Когда те или иные переживания или воспоминания становятся неприемлемыми для нашего сознания, с помощью вытеснения они попадают в систему бессознательного. В предсознательном находится то, что очень легко может быть нами осознано. Это не пространственная модель. Это не про глубокие слои психики – бессознательное и поверхностные – то, что в сознании. Это абстрактная конструкция. Она помогает описать процессы, трудно представимые в физическом мире. Во второй своей модели Фрейд представил психику в виде трех инстанций – Супер-Эго или Сверх-Я, Эго или Я и Ид или Оно. В инстанции Сверх-Я помещены наша совесть, правила, мораль, наши запреты. Я – это та часть, которая больше всего осознается и осуществляет взаимосвязь между Сверх-Я и Оно. Инстанция Оно – там, где живут наши самые глубинные желания и влечения.
Другая очень известная модель психики — это модель, предложенная Эриком Берном. И поскольку Берн любил использовать в своей теории простые слова, понятные восьмилетнему ребенку, то эту модель психики удобно использовать для объяснения психических процессов. Она включает в себя Внутреннего Ребенка, Внутреннего Взрослого и Внутреннего родителя. Внутренний Родитель – это часть нашей психики, которая связана с образами наших родителей или важных людей из нашего детства. Эта часть содержит все то, что касается запретов, ценностей, поучений, оценок. Она может быть заботливой или критикующей. В какие-то моменты эта забота может быть адекватной, в какие-то чрезмерной и даже вредной. Когда мы во Внутреннем Родителе мы используем слова – «должен», «надо», «следует». Внутренний Взрослый – это наша анализирующая часть, которая реагирует на конкретную ситуацию в реальности. Внутренний ребенок – это часть связана с нашим образом в детстве. Говорит она словами «хочу», «люблю». В этой части находится наша жизненная и творческая энергия, наша радость, удовольствие, спонтанность.
В норме границы Внутреннего Взрослого должны быть надежными и стабильными, чтобы мы могли опираться на своего Внутреннего Взрослого. Он должен быть устойчивым в своих границах, но гибким. Если эти границы прорываются из Внутреннего Родителя, то мы получаем предрассудки. Если граница прорывается из Внутреннего Ребёнка, то это иллюзии. И в том, и в другом случае личность не видит реальность адекватно. А это мешает нам продвигаться в жизни, мешает решать задачи и справляться с трудностями.
И существуют различные психотерапевтические техники, помогающие укреплять границы Внутреннего Взрослого, расчищать его от затоплений из Внутреннего Ребенка, или вторжений из Внутреннего Родителя. Это работа, которая проделывается на психотерапевтических сессиях.