Часто душевные страдания и переживания доставляют нам или окружающим нас людям массу неприятностей. Очень тяжело испытывать чувства, да вообще, зачем их иметь?! Куда проще жизнь без них, избавиться от них – так часто думают люди, которые переживают какие-то критические моменты в своей жизни, очень болезненные чувства. Часто эти эмоции охватывают человека с силой, не соизмеримой с той ситуацией, в которой они возникают. Так зачем переживать эти чувства? Не лучше ли от них избавиться?

 Нет, не лучше. В целом ребенок с рождения испытывает весь спектр человеческих чувств. И в норме человек и во взрослом возрасте продолжает испытывать все чувства. А когда какого-то чувства нет, это создает проблему. Чувства – это наш компас, который позволяет ориентироваться в этом мире. Они показывают, куда нам двигаться в этом мире. Чувства нам друзья. Нет чувств плохих или хороших. Они все необходимы. Каждое из чувств нам о чем-то говорит. И наша задача не отказаться от них, а научиться слышать эти чувства, понимать их причину. Часто чувства говорят о какой-то неудовлетворенной потребности в данный момент. Научившись слышать свои чувства, мы будем лучше понимать себя: чего мы хотим, какая потребность сейчас неудовлетворена, что предпринять для ее удовлетворения. И лучшее место, где можно научиться безопасно исследовать и проживать по- новому свой эмоциональный опыт – это пространство психотерапии.

Давайте рассмотрим подробнее, какие же чувства и эмоции существуют. Замечали ли Вы за собой, что в разных ситуациях стресса или неопределенности Вы испытываете одни и те же характерные эмоции? Например, возмущение поведением других или гнев на себя, панику или чувство внутренней пустоты, подавленность или смущение. У каждого человека существует определенный набор, чаще неприятных, чувств, которые он испытывает в разных случаях: дома, в семейном окружении, на работе или среди друзей. Это те чувства, которые были скопированы или поощрялись в семье происхождения, за них ребенку давали признание. В то время как другие чувства не поощрялись или запрещались, редко проявлялись в данной семье, и ребенка могли наказывать или просто игнорировать за их выражение. Так, в нас формируется характерный диапазон чувств и эмоций, который фиксируется и поощряется в детстве. Эти эмоции переживаются нами в самых различных стрессовых ситуациях и не способствуют решению проблем. Такие чувства называют рэкетными.
   
Итак, когда ребенок испытывает какое-либо из запрещенных в родительской семье чувство, он мгновенно переключается на альтернативное разрешенное чувство. Вероятнее всего, он даже не позволяет себе осознать существование этого запрещенного чувства. Подобным образом этот механизм работает и у взрослых. Получается, что рэкетное чувство всегда заменяет какое-то другое чувство, проявлять которое было запрещено в нашем детстве. Чувства рэкета – это неподлинное, неаутентичное чувство. Напротив, аутентичные, подлинные чувства – те, которые дети испытывали до того, как поняли, что проявление их не поощряется в семье. Это те эмоции, которые мы испытываем, когда не контролируем и не оцениваем себя. Часто так получается, что мы не ощущаем подлинных, истинных чувств, а испытываем чувства рэкета, привычные для нас эмоции.
   
Надо сказать, что рэкетные чувства не всегда могут быть неприятными. Например, радость мы можем использовать как рэкетное чувство. Когда во многих ситуациях мы чувствуем радость, или она не ограничена во времени – мы все время счастливы, то это ракетная радость и, вероятно, она покрывает другие подлинные чувства, такие как гнев или печаль.
   
И если чувства рэкета не всегда ощущаются как плохие, то почему тогда важно отличать чувства рэкета от аутентичных чувств? Дело в том, что выражение аутентичных чувств способствует решению проблемы «здесь и сейчас», а выражение рэкетных чувств – нет. То есть, когда человек выражает какое-нибудь истинное чувство, это помогает ему завершить ситуацию, а при выражении рэкетных чувств ситуация остается незаконченной. Каждый раз, когда мы испытываем страх, гнев, печаль или радость вне их соответствующего временного контекста, эта эмоция является чувством рэкета. Например, если вы постоянно злитесь на какое-то событие из прошлого, то это рэкетный гнев. Прошлое невозможно изменить и подобный гнев не продуктивен как средство решения проблемы. Эмоциональный рэкет представляет собой проигрывание нашей устаревшей детской стратегии. Выражение рэкетного чувства во взрослом состоянии будет снова и нова приводить к одному и тому же неудовлетворительному результату. При этом, на короткое время мы может получить удовлетворение от признания нас окружающими. Но лежащая в основе потребность, к которой можно было бы обратиться с помощью выражения аутентичного чувства, так и останется неудовлетворенной.
 
Какие же чувства можно отнести к аутентичным? В теории Транзактного Анализа считается, что это четыре базовых чувства: печаль, страх, радость и гнев. Эти чувства имеют дело с будущим, настоящим и прошлым. К ним можно добавить различные физические ощущения, такие как покой, расслабленность, голод, сытость, усталость, возбуждение, отвращение, сонливость и пр.
   
Аутентичная страх
помогает решить проблему или избежать опасности, которая может возникнуть в будущем. Если мы не слышим страха, это может плохо кончиться. Страх помогает выжить. Например, страх женщины заставляет ее ночью держаться освещенных улиц. Он помогает мобилизоваться, либо защитить себя, либо убежать.
   
Аутентичная печаль
нужна для прощания с чем-либо в прошлом, это может быть ситуация или человек. Когда мы теряем кого-то, печаль помогает пройти процесс горевания. Когда печаль выражена, горевание заканчивается. Невыраженная печаль не позволяет пройти горевание. Позволяя себе открыто выразить свою печаль, мы освобождаемся от прошлой боли. Это дает нам возможность продолжать жить и решать проблемы настоящего и будущего.
   
Аутентичная радость
дает ощущения, что сейчас все хорошо, ничего не нужно менять. Она проявляется в расслаблении, отдыхе, чувстве комфорта, когда человек удовлетворен тем, что есть.
   
Аутентичный гнев
— это часть заботы о себе. Для того, чтобы отстаивать свои границы нам нужна энергия гнева. Он помогает решить проблему «здесь и сейчас». Во многих ситуациях гнев помогает показать свои границы. Совсем отказываться от гнева – это как стать беспомощным, такая выученная беспомощность. Да, не в любой форме, не в любой ситуации проявление гнева адекватно, а вот вообще всегда его подавлять — это тоже неадекватно. Когда мы не чувствуем гнев, научаемся подавлять его, на это уходит много энергии, с одной стороны. С другой стороны, нам становиться трудно ощутить и радость. А вместо этого будет много страха и печали, тревоги. В детстве ребенок научается подавлять свой гнев в разных ситуациях, когда чувствует бессилие что-либо исправить, не может помочь себе, или на проявления гнева получает неодобрение родителей и даже может быть наказан за проявление своего гнева. Мы направляем его на себя в том случае, когда не допустимо злится на кого-то другого. И вырастая, человек продолжает подавлять свой гнев во взрослом возрасте, не видя в нем никакой пользы, считая его чем-то опасным и бессмысленным. Для того чтобы невысказанный гнев не перешел в страх, нужно его высказать. И самый безопасный вариант - сделать это в терапевтическом пространстве.
   
Список чувств рэкета существенно более обширен, начиная с таких неаутентичных чувств, которые обычно характеризуются как эмоции: смущение, ревность, депрессия, вина и пр. К ним можно добавить переживания, которые люди испытывают, находясь под влиянием сценария жизни: чувство растерянности, тупика, беспомощности, отчаяния и тому подобное. Некоторые чувства рэкета относятся скорее к мышлению, нежели к чувствам: смущение, чувство пустоты, непонимания и так далее. Другие чувства рэкета могут ощущаться как позитивные: триумф, агрессивность, невиновность или эйфория. Все описанные чувства являются неаутентичными, так как мы учимся им в детстве. А во взрослой жизни они помогают нам манипулировать другими и добиваться признания.
   
Хочу отметить, что часто довольно трудно определить чувствуем ли мы рэкетное чувство или аутентичное. Так как некоторые чувства могут быть как аутентичными, так и рэкетом. Например, мы можем испытывать аутентичный гнев или рэкетный гнев.
   
Итак, рэкетным чувствам мы научаемся в семье происхождения и используем их во взаимоотношениях с другими людьми, для того чтобы получить признание за их выражение. Взаимодействие будет продолжаться до тех пор, пока другой человек не прекратит давать признание «рэкетиру». В течение своей жизни мы можем «собирать» рэкетные чувства, приближаясь к сценарной расплате. Если у человека трагический сценарий жизни, то он будет «собирать» большую «коллекцию» рэкетных чувств и «обменяет» их в итоге на трагическую расплату. Например, собирать рэкетное чувство депрессии в течение многих лет и, в конечном счете, «обменять» их на самоубийство. Каждый человек может сделать иной выбор – расстаться с «коллекцией» рэкетных чувств и избежать ожидаемой расплаты. В этом случае это может являться предметом психотерапевтической работы. Чрезвычайно важно при этом, чтобы человек произвел не только катарсическую разрядку накопленных эмоций, то есть понял свои чувства, проговорил их, прожил, но также изменил способ своего эмоционального реагирования на текущую ситуацию. При этом он должен перейти от чувств рэкета к аутентичным чувствам и активным действиям в ситуациях, воспринимаемых как стрессовые.