Насколько общение для Вас с вашими близкими комфортно и понятно? Можете ли Вы рассказать им свои сокровенные мысли или поделиться своими настоящими чувствами? Понимают ли Вас ваши друзья? Насколько отношения с вашим партнером серьезные? Любят ли Вас ваш партнер? Задавали себе эти вопросы? Анализ ваших психологических игр может пролить свет на ваши отношения с другими людьми, в том числе самыми близкими.

Итак, что же такое психологическая игра? Ее можно описать как повторяющаяся последовательность скрытых транзакций, сопровождающиеся переключением ролей в процессе игры и приводящая к четко предсказуемому результату с проявлением негативных чувств у участников игры. Считается, что психологическая игра – это проявление нашего сценария в действии. Проигрывая в своей жизни одни и те же способы общения с другими, мы вновь и вновь продолжаем подтверждать свои сценарные убеждения о себе, других людях, о жизни в целом. Психологические игры помогают нам подтвердить наши нереалистические убеждения о мире и о себе. Игра нужна нам для того, чтобы избежать близкого взаимоотношения, отложить обсуждение важных вопросов и лишить другого участника игры радости, удовольствия и чувства равенства.

Все люди играют в игры. Это бессознательный процесс. По средством игры человек получает признание у других людей знакомым ему способом. Игры имеют скрытые и манипулятивные качества. Как понять, что общение было игровым? Если это была игра, то мы чувствуем негативные эмоции в результате, обескураженность, или даже недоумение. В начале игры это как правило позитивные чувства от того, что нас заметили, что мы нашли единомышленников. Но в итоге всегда наступает расплата в виде привычных для человека негативных чувств, подтверждение его сценарных убеждений.

Легче всего анализировать психологическую игру через драматический треугольник. Еще его называют треугольник Карпмана, или треугольник Судьбы. Он описывает три основные роли, в которых выступает каждый участник игрового взаимодействия. Это роль Преследователя, роль Спасателя и роль Жертвы. Человек, который участвует в игре, находится в одной из этих ролей. Все роли предполагают некоторое обесценивание: Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует, Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь – не имеет обоснованных претензий. Кроме того, характерный момент для любой психологической игры – переключение роли в процессе, например, из Спасателя в Жертву.

Выступая в роли Жертвы человек обесценивает свои силы, себя, свои способности. Большую часть времени Жертва жалуется на непреодолимые препятствия и жизненные трудности. Вместо поиска новых решений и возможностей. Таким образом, Жертва провоцирует спасателя начать ее спасать. Расплата для нее часто в том, что она подкрепляет убеждение о своей беспомощности, и что другие всегда будут ее использовать.

В Спасателе обесценивается способность другого человека заботиться о себе, находить выход из ситуации. Находясь в роли Спасателя, мы будем либо делать за другого то, что он способен сам сделать для себя, либо мы будем делать много, много для другого в ущерб самому себе. И постепенно Спасатель превращается в Жертву, так как все делает для другого, а не для себя. То есть Спасатель будет вмешиваться в дела других людей, предлагая свою помощь, даже если его об этом не просили. Спасатель подкрепляет свое убеждение, что люди эгоистичны и неблагодарны.

А в роли Преследователя человек постоянно контролирует других людей, ругает и преследует их, чувствует, что только он здесь прав. Преследователи открыто нападают на свою Жертву. Расплата для Преследователя в том, что он подтверждает свое убеждение, что без принуждения или насилия нельзя обойтись. Оправдывая, например, насилие в семье, родители могут верить в то, что они бьют детей ради их же блага. Часто Преследователь превращается в Жертву, когда в ответ на его критику, он остается один. Преследователь ругает и критикует из страха быть отвергнутым, но именно этого в итоге добивается.

Существует три уровня интенсивности психологических игр или три степени. Игры первой степени социально приемлемы. Это игры, о которых можно рассказать знакомому в кафе. Их можно наблюдать. Они не имеют серьезных последствий для человека. Игры второй степени имеют более серьезные последствия, о них не рассказывают в обществе. О них можно рассказать своему психотерапевту, близкому человеку. В результате такой игры человек мог быть напуган, мог быть риск физического воздействия, например, риск изнасилования. Самые тяжёлые последствия имеют игры третьей степени. Они чрезвычайно разрушительные. Расплата таких игр такова, что человек попадает либо в больницу, либо в морг, либо в суд.

Понимая, как устроена психологическая игра, Вы можете проанализировать в какой роли Вы чаще всего вступаете в игру. Понять какую потребность Вам тяжело удовлетворить напрямую, зачем вам нужна игра. Зная, как мы вступаем в игру, мы можем постепенно научиться себя останавливать, научиться удовлетворять свои потребности прямым путем, научиться проживать этот опыт в неигровой манере. Например, вспомнить про свои потребности, задать вопрос себе – чего я сейчас хочу на самом деле? Говоря на языке Транзактного анализа, сказать теплые слова своему внутреннему Ребенку. Не играть – это значит не назначать кого-то виноватым в какой-то ситуации, а поговорить напрямую о своих чувствах, поисследовать что случилось и почему и спросить, что думаем об этом Ваш партнер. Если продолжать быть в игре – это действовать очень стереотипным образом. Либо мы испытываем гнев, когда мышление отключается, и мы получаем стереотипное поведение. Либо это такое страдание Жертвы «по кругу»: «Меня не берут замуж, я какая-то плохая, другие девушки интереснее меня, а вот во мне что-то не так». Это значит сделать шаг назад от ситуации и задать вопрос, а почему так происходит, и говорить об этом с другим человеком: а вот как это видится тебе? Вступать в контакт не из игровой позиции, значит, прояснять, исследовать, говорить о своих реальных мыслях и чувствах, быть готовым и открытым к ответу и реакции другого. Ведь реакция другого может нас ранить. Для этого нужна внутренняя устойчивость. Сложно посмотреть на ситуацию со стороны, когда в тебе кипят чувства. Не играть, значит быть в интимной близости в другим.